2017.04.24 Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

Федеральный закон от 02.10.2007 №  229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) в статье 121 предусматривает два варианта оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя: административный порядок путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу ФССП России и су­дебный порядок - посредством обращения с заявлением в суд. При этом обра­щение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является обязатель­ным и не препятствует обращению в судебные органы.

Согласно ст. 126 Федерального закона жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе при­нимается в форме постановления. По результатам рассмотрения жалобы долж­ностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

Стороны исполнительного производства (взыскатель и должник), а также иные лица, считающие, что нарушены их права и законные интересы либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность, вправе обжаловать поста­новления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России (ФССП), повлекшие неблагоприятные последствия, в судебном порядке.

Административное исковое заявление, заявление об оспаривании поста­новления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, органи­зации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления ар­битражным судом.

Вместе с тем, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважи­тельной причине) срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судеб­ных приставов-исполнителей иск предъявляется непосредственно к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, а в случае прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, если же полномочия не передава­лись - к старшему судебному приставу соответствующего структурного под­разделения ФССП России.

К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также должен быть привлечен территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав- исполнитель.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыска­тель или должник) привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

По административным исковым заявлениям об оспаривании постановле­ний, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя стороны освобо­ждены от уплаты государственной пошлины.

Отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановле­ния судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не мо­жет служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и закон­ных интересов заявителя, неопределенного круга лиц либо иных публичных интересов.

Окончание либо прекращение исполнительного производства также не является препятствием к рассмотрению по существу судом заявления об оспа­ривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя, неопределенного круга лиц либо иных публичных интересов.

В текущем году, в ходе проверок, проведенных Ульяновской прокурату­рой по надзору за соблюдением законов в исправительных учрежде­ниях об­ласти в поднадзорных исправительных учреждениях, нарушения Федерального закона от 02.10.2007 №  229-ФЗ «Об исполнительном производстве», допущенные должностными лицами территориальных органов ФССП России, не выявлялись.

 

 

Заместитель Ульяновского прокурора

по надзору за соблюдением законов

в исправительных учреждениях области

 

советник юстиции                                                                                                      Д.П. Абанин