Конституционным Судом РФ признаны не противоречащими Конститу­ции РФ основания привлечения к уголовной ответственности за нарушение ус­тановленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демон­страции, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неодно­кратно, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в статье 212.1 УК РФ положения:

– позволяют подвергать уголовному преследованию за нарушение уста­новленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонст­рации, шествия или пикетирования лицо, ранее не менее трех раз в течение ста восьмидесяти дней привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 20.2 КоАП РФ, если это лицо в пределах срока, в течение которого оно считается подвергну­тым административному наказанию за указанные административные правона­рушения, вновь нарушило установленный порядок организации либо проведе­ния собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;

– предполагают, что привлечение лица к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей, возможно только в случае, если нарушение им установленного порядка организации либо проведения соб­рания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования повлекло за собой причинение или реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан, имуще­ству физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям;

– исключают возможность привлечения к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лица, в отношении кото­рого на момент совершения инкриминируемого ему деяния отсутствовали вступившие в законную силу судебные акты о привлечении не менее трех раз в течение ста восьмидесяти дней к административной ответственности за адми­нистративные правонарушения, предусмотренные статьей 20.2 КоАП РФ;

– допускают привлечение лица к уголовной ответственности за наруше­ние установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования на основании данной статьи только в случае, если совершенное им деяние носило умышленный характер;

– означают, что фактические обстоятельства, установленные вступив­шими в законную силу судебными актами по делам об административных пра­вонарушениях, сами по себе не предопределяют выводы суда о виновности лица, в отношении которого они были вынесены, в совершении предусмотрен­ного данной статьей преступления, которая должна устанавливаться судом в предусмотренных уголовно-процессуальным законом процедурах на основе всей совокупности доказательств, включая не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях;

– подразумевают возможность назначения лицу наказания в виде лише­ния свободы лишь при том условии, что нарушение им установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования повлекло за собой утрату публичным мероприятием мирного характера (если соответствующее нарушение не подпадает под признаки пре­ступления, предусмотренного статьей 212 «Массовые беспорядки» УК РФ) или причинение либо реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституци­онно охраняемым ценностям, притом что без назначения данного вида наказа­ния невозможно обеспечить достижение целей уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей.

При этом Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законода­тель правомочен внести в статью 212.1 УК РФ изменения, направленные на уточнение нормативных оснований привлечения к уголовной ответственности за предусмотренное данной статьей преступление и мер наказания за его со­вершение.

В 2016 – 2017 гг., а также ранее, в исправительных учреждениях поднад­зорных спецпрокуратуре преступления, предусмотренные ст. 212.1 УК РФ, не совершались.

 

 

Заместитель Ульяновского прокурора

по надзору за соблюдением законов

в исправительных учреждениях области

 

 

советник юстиции                                                                                                                   Д.П. Абанин