2015.12.09 Основные положения постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П

По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» Конституционным судом РФ принято следующее решение

Принятие субъектами РФ произвольных решений при реализации полномочий по формированию органов местного самоуправления недопустимо.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились в том числе положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (части 4, 5 и 5.1 статьи 35, части 2 и 3.1 статьи 36), на основании которых порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, способ замещения должности главы муниципального образования и его место в структуре органов местного самоуправления определяются в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования, а в представительный орган муниципального района, сформированный из представителей поселений, могут входить главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Конституционный Суд РФ признал указанные положения, как направленные на обеспечение сбалансированной реализации государственных и местных интересов в условиях сложившейся территориальной организации местного самоуправления и его взаимосвязей с органами государственной власти субъектов РФ, не противоречащими Конституции РФ в том их конституционно-правовом истолковании, которое содержится в постановлении.

Тем не менее, субъектам РФ предписано привести законодательное регулирование в сфере организации муниципальной власти в соответствие с правовыми позициями, выраженными в постановлении, с тем, чтобы на основе нормативно закрепленных критериев обеспечить возможность определения муниципальных образований, в отношении которых допустимо применение в качестве безальтернативного одного из предусмотренных частями 4, 5 и 5.1 статьи 35, частями 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вариантов формирования представительного органа местного самоуправления, избрания и места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования, в том числе установить критерии определения тех городских поселений, в отношении которых допустимо применение соответствующего безальтернативного варианта. При этом федеральный законодатель не лишен возможности установить дополнительные, обязательные для воспроизведения в законодательстве субъектов РФ критерии определения состава муниципальных образований для указанных целей.

Органы местного самоуправления продолжат функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы). Входящие в состав представительного органа муниципального района главы поселений, избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений. В случае если в устав сельского поселения на момент вступления постановления в силу не внесены изменения, предусматривающие в соответствии с законом субъекта РФ способ замещения должности главы сельского поселения, соответствующие сельские поселения вправе сохранить прежнюю модель структуры органов местного самоуправления, применявшуюся ими до принятия соответствующего закона субъекта РФ.

  

Старший помощник Ульяновского прокурора по надзору

за соблюдением законов в исправительных учреждениях области

юрист 1 класса                                                                                                                                         Е.Г. Букин