Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учре­ждениям, исполняющим наказания, предоставлены права принимать во владе­ние и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых органи­зационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество (пункт 19 статьи 14). Других упоминаний в действующем уголовно-исполнительном законодательстве о благотворитель­ной и гуманитарной помощи учреждениям уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) нет.

В настоящее время вышеуказанные вопросы регулируются Методиче­скими рекомендациями по приему благотворительных пожертвований в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, и контролю за их целевым использованием учреждениями уголовно-исполнительной системы, утвержден­ными Распоряжением директора ФСИН России от 30 сентября 2014 г. № 188-р (далее – Рекомендации).

В соответствии с Рекомендациями прием благотворительных пожертво­ваний, передаваемых для конкретных подозреваемых, обвиняемых и осужден­ных, содержащихся в учреждениях УИС, запрещается.

Основанием для приема такой помощи является письменное обращение на имя начальника учреждения УИС, в котором указывается форма осуществ­ления пожертвования, а также наименование, количество, цена и целевое на­значение передаваемых материально-технических ресурсов, имущества и фи­нансовых средств. Данное обращение в обязательном порядке регистрируется в подразделении делопроизводства учреждения УИС.

Приказом начальника этого учреждения создается специальная комиссия по приему и распределению пожертвований, утверждается ее состав и Положе­ние. В состав комиссии в обязательном порядке входят представители всех за­интересованных служб (бухгалтерия, тыловая, оперативная и юридическая службы, медицинские работники и другие). Перед приемом помощи прово­дится правовая экспертиза сделки (договора) и ее законности, изучается вся до­кументация. Затем этот договор официально подписывается и регистрируется, ставится на бухгалтерский учет. Комиссия составляет план распределения этой помощи. В нем подробно указывается источник поступления пожертвования, наименование, количество, качественные характеристики, информация об оп­риходовании (книги, карточки складского учета, фамилия, имя, отчество мате­риально-ответственного лица, принявшего ценности) и получатель (получа­тели). Прием пожертвований в форме финансовых средств, имеющих целевое значение, осуществляется путем зачисления данных денежных средств в доход федерального бюджета на соответствующие коды классификации федерального бюджета, закрепленные за учреждениями УИС. Контроль за поступлением, распределением и целевым использованием благотворительных пожертвований осуществляет начальник учреждения УИС.

По всем случаям недостачи, хищений и злоупотреблений, а также нецеле­вого использования благотворительных пожертвований проводятся служебные проверки в установленном порядке, при наличии оснований материалы пере­даются в следственные органы.

Несмотря на отсутствие в органах прокуратуры фактов, свидетельствую­щих о распространенности случаев злоупотреблений при приеме и распределе­нии гуманитарной помощи, полагаем, что данные вопросы следует прописать законодательно, что, несомненно, повысит ответственность лиц, привлеченных к работе по приему и распределению пожертвований, за возможные злоупот­ребления. Кроме того, законодательные акты доступны значительно более ши­рокому кругу людей, чем внутриведомственные нормативные организационно-распорядительные документы. Это делает правоотношения в данной сфере бо­лее прозрачными и ясными. И наконец, законодательное закрепление порядка осуществления гуманитарной помощи позволит контролирующим и надзорным органам осуществлять свои функции в полном объеме.

 

 

 

Старший помощник Ульяновского прокурора

по надзору за соблюдением

законов в исправительных

учреждениях области

 

 

советник юстиции                                                                       Е.В. Абрамочкин