На протяжении последних лет государством предпринимаются последовательные меры, направленные на упорядочение процедуры закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Особое внимание уделяется выработке эффективных механизмов предотвращения коррупции, хищений и других злоупотреблений, обеспечения гласности и прозрачности при осуществлении таких закупок.

В настоящее время правоотношения в данной сфере регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Действующей редакцией указанного Федерального закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Также заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям.

Частью 7 статьи 41 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что за предоставление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако в уголовном законодательстве корреспондирующие данной норме положения об ответственности экспертов и экспертных организаций да недавнего времени отсутствовали.

Такая ответственность введена в действие с 08.01.2019 г.

В частности, статья 200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Данное деяние отнесено законодателем к преступлениям небольшой тяжести, за которое предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года.

Квалифицирующими признаками преступления являются наступившие по неосторожности последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а также смерть 2 и более лиц. В таком случае максимально возможное наказание составляет 3 и 5 лет лишения свободы соответственно.

Поскольку данное уголовно-наказуемое деяние может быть совершено лишь специальными субъектами – экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации, для которых такая деятельность является профессией, санкцией статьи 200.6 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность назначения виновному лицу дополнительного наказания, а именно лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок не более 5 лет).

  

Заместитель Ульяновского прокурора

по надзору за соблюдением законов

в исправительных учреждениях области

 

советник юстиции                                                                                           Д.П. Абанин